|| Наш клуб || || Тренировки || || Наш адрес || || Информация || || Будо || || Япония ||

Начало японской государственности: мифы и реальность

Сведения о "предыстории" и начальной истории Японии запечатлены в таких литературных памятниках древности как летописно-мифологический свод "Кодзики" (712г.), "Нихонсёки" (720г.) и поэтическая антология "Манъёсю" (759г.). Итак, первыми божествами, выделившимися из вселенского хаоса, были Аме-номинакануси ("Владыка посвященного центра небес"), за ним Такамимусуби и Камимусуби.

Саму землю, т.е. Японские острова, и множество божеств породили супруги Идзанаги и Идзанами, После смерти Идзанами, погибшей при родах божества огня, Идзанаги последовал за супругой в страну мертвых, но бежал оттуда, убоявшись скверны. Дабы избавиться от скверны он совершил обряд очищения, в ходе которого порождал различных богов: в то время, когда он совершал омовение лица, из его левого глаза родилась богиня солнца Аматэрасу, из правого - бог луны Цукиёми, а из носа - бог ветра и бури Сусаноо (Тахэкая Сусаноо-номикото - "доблестный быстрый ярый воин из Суса" - брат Аматэрасу).

На западе Японии в древности было племя идзумо, особо почитавшее О-кунинуси ("Бог-хозяин великой страны"), потомок Сусаноо. Согласно мифологии, Ниниги - внук Аматэрасу, а по материнской линии - прямой потомок Такамимусуби, спустился с небес на землю, точнее на гору Такахито в стране Хюга, что на острове Кюсю, и О-кунинуси отказался от власти в его пользу.

Один из потомком Ниниги - Каму Ямато Иварэхико собрал большую армию и отправился в поход на восток. Во время похода в центральную часть Хонсю, где он основал государство Ямато, остановился со своим войском для отдыха на берегу Сэто Найкан (Внутреннее Японское море): "Я пришел в Нанива-но-саки (мыс Нанива - совр.Осака), где было бушующее море. Я назвал эту страну Намихайя-но-куни (страна бурных вод)". Завоевав Ямато, этот полководец стал первым правителем страны, известным под посмертным именем Дзимму - "Божественный Воин". Перед тем как вступить на престол он женился на принцессе Химе-татара-ицуки-ёри, внучкой О-кунинуси, и тем самым породнился с потомками Сусаноо. Согласно мифу, начало царствования Дзимму, от которого пошел царский род Ямато, приходится на 660 год до н.э.

В древних китайских хрониках сохранились сведения об императоре Одзин под именем Хомуда, сыне легендарной царицы Дзингу, жены императора Тюай (343-346гг.) В "Нихосёки" говорится, что именно ее оракул предсказал необходимость строительства Дайдзеки на Северном Кюсю. Боги якобы объявили Дзингу свою волю - приказали императору Тюай (в тот момент он вел войну на Северном Кюсю с враждебными родами) совершить поход на Корею и завоевать королевство Силла.

В свою очередь, император усомнился в предсказании оракула - он поднялся на высокую гору и стал всматриваться в сторону предполагаемой фантастической страны, однако он так ничего и не увидел. За свое сомнение Тюай был наказан богами - он внезапно скончался.

Тогда царица Дзингу решила осуществить поход. Хотя она и ждала ребенка (будущего императора Одзин), трудности военного похода ее не испугали. Она собрала большой флот и затем высадилась на Корейском полуострове. Благодаря своему таланту полководца, Дзингу сумела завоевать Силла и с триумфом вернулась в Японию.

От тех мифических и легендарных событий обратимся теперь к более реальным. Распространение конфуцианства в Японии связывают с именами корейцев Атики и Вани, деятельность которых способствовала принятию в Ямато в пятом веке китайской письменности. Одновременно с конфуцианством в Ямато проник буддизм.

Клан Накатоми, представители которого выполняли жреческие функции в культе божества-прародителя царя, и военный клан Монобэ выступали против принятия буддизма на том основании, что это навлечет на страну гнев местных богов. Клан Сога ратовал за буддизм, ссылаясь на то, что Будде "поклоняются во всех странах на западе".

Здесь есть один нюанс: Накатоми и Монобэ вели свое происхождение от божества, а предком Сога считался один из воиноначальников древности, то есть простой смертный. Царь Бидацу (572-585 гг.) одно время даже запретил распространение буддизма, но уже сменивший его царь Ёмэй (585-587 гг.) "верил в закон Будды и почитал путь богов", гласит "Нихонсёки".

Используя на тот момент иноземную религию (буддизм) в борьбе за власть, клан Сога сумел одержать победу над кланом Мононобэ в 587г. и значительно ослабил влияние клана Накатоми. Это создало более благоприятные условия для распространения буддизма в правящей верхушке Ямато. Важную роль в этом сыграл принц Умаядо, более известный под именем Сётоку Тайси (572-622гг.), который будучи регентом при царице Суйко, вместе с представителями клана Сога по существу сосредоточил в своих руках реальную власть в стране.

Hosted by uCoz