|| Наш клуб || || Тренировки || || Наш адрес || || Информация || || Будо || || Япония ||

ДОКЛАД СЭНСЭЯ КЭНДЗИ ШИМИДЗУ НА ВСЕЯПОНСКИХ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ, ОРГАНИЗОВАННЫХ ЖУРНАЛОМ "АЙКИ НЬЮС" В 1986 ГОДУ


Сэнсэй Кэндзи Шимидзу возглавляет направление Тэндо-рю Айкидо. Кэндзи Шимидзу начал свой путь в воинских искусствах с изучения дзю-до. Затем он начал изучать Айкидо. В 1953 году он стал учи-дэши у Морихэя Уэсиба. В 1970 году он основал Шимидзу-додзё и стал независимым. Ещё через пять лет он основал Тэндокай и стал главой направления Тэндо в Айкидо. Сэнсэй Шимидзу является соавтором книги "Дзэн и Айкидо" вместе с господином Шигио Камада.

Меня зовут Кэндзи Шимидзу. Мне очень приятно, что я могу провести демонстрацию Айкидо перед интересующимися.

Как уже было сказано, много лет назад я стал учи-дэши у основателя Морихэя Уэсиба. Сэнсэй Уэсиба часто говорил, что сила имеет предел, но Ки безгранично-- вы постоянно должны развивать свою Ки. Но я совсем не знал, как развивать Ки, когда стал учи-дэши. Но постоянно, шаг за шагом я пришел к пониманию его слов.

Поскольку в Айкидо нет соревнований, то очень важно практиковать технику совершенно серьезно с подготовленным сознанием и соответствующим настроем. Тем не менее, даже, если вы тренируетесь с серьезным настроем - вы можете устать, а это, в свою очередь, может привести к определенному сговору с вашим партнером. В результате чего ваши занятия все более будут напоминать балет, чем воинское искусство. Однако, тот факт, что в Айкидо нет соревнований, имеет и положительные стороны. Люди любого возраста и обоих полов могут практиковаться в этом искусстве до глубокой старости. Также благодаря тому, что соревнований нет, вы можете тренироваться медленно. Это, с другой стороны, тоже может привести к сговору. Кто привык позволять себе поблажки, вынуждает партнера относиться к себе подобным образом. И тогда развития вперед нет. Я был очень озабочен этим и считал это неправильным. Я думал так когда смотрел на демонстрацию других людей. Но когда начинал показ сам, то осознавал, что иногда я делаю точно также. Это неправильно. Вот почему О-сэнсэй говорил, что мы должны тренироваться серьезно. Только постоянные серьезные усилия принесут продвижение вперед. Просто постоянные тренировки могут не иметь нужного результата.

Я пришел к такому выводу. Если рассматривать этот вопрос шире, то тоже самое верно для водителя автомобиля или пилота. Чем больше пилот летает, тем лучше он становится. То же самое верно для водителя. Когда человек сидит за рулем автомобиля, он настроен серьезно, иначе он может нанести серьезный вред себе или другим людям. Он тормозит, если видит опасность, и едет быстро там, где это безопасно. И, хотя, форма различна, содержание одно и тоже.

Если вернуться к практике Айкидо, то мы должны вкладывать в свое движение Ки. Когда я говорю о серьезных тренировках, многие люди понимают их как грубые, напряженные тренировки. Это неверно. Совсем неверно. Даже, если тренироваться медленно, но серьезно и развивать свою Ки, то это всегда принесет улучшение. Я прошу прощения, что говорю так самоуверенно, но я хочу поделиться тем, что я накопил за время практики. То, что я говорил, можно применить не только к Айкидо, но и к другим вещам. Если, к примеру, вы занимаетесь Айкидо и владеете прекрасной техникой, в жизни встретится мало ситуаций, где бы вы применили эту технику. Но, в то же время, занимаясь Айкидо, вы увеличиваете свою внутреннюю силу, которая необходима в любой сфере повседневной жизни. Я пытаюсь воспитывать эти качества через занятия Айкидо. Хотя это нелегко, я занимаюсь все время с этой мыслью.
бонсай

Например, выполняя технику Никё, бывают ситуации, когда не удается положить сразу противника на живот. Если противник лежит на спине, то это очень опасная ситуация, так как его руки и ноги свободны. Но, если вы будете правильно воздействовать на его запястье, то это настолько болезненно, что позволяет полностью контролировать противника в этом положении.

В дзюдо нельзя применять технику запястья, так как это запрещено правилами, но , когда я начал заниматься Айкидо и использовать технику болевого воздействия на запястья, то она показалась мне очень эффективной. Если у меня есть сила, я могу управлять противником, но чем больше и сильнее противник, тем труднее будет нарушить его равновесие и управлять им. Но, если вы примените Ки, то вы сможете справиться с любым противником. Таким образом, вы должны сокрушать противника силой своей Ки.

Я ездил преподавать Айкидо в Европу. Люди на севере огромны. В Дании многие имеют рост около двух метров. Пока они не сопротивляются вам - проблем нет, но когда они начинают оказывать сопротивление - выполнить технику становится трудно. Вот почему так важно Ки применяю свою технику таким образом, но если это не удается, я все равно брошу противника с помощью Ки, даже если он сильнее меня на один-два уровня. Мы применяем технику, держа все время это в голове.

Люди часто говорят о Ки в Айкидо, но понять Ки невозможно, если изучать только книги. Нужно долго и упорно тренироваться. Старая поговорка гласит: "Можно вылечиться от простуды, приняв лекарство от боли в животе". Я думаю, что все заключается в человеческом сознании. Если тренироваться и при этом совсем не думать о развитии Ки, то это будет совсем не тот результат. Я начал свои занятия в дзюдо, а затем начал изучать Айкидо и, поэтому хорошо понимаю разницу. Поскольку в Айкидо нет соревнований, то нужно тренироваться серьезно. Очень важно, чтобы постоянно тренировки техники каждый раз начинались с тренировки сознания. Вот, что говорил О-сэнсэй: "Ты можешь настаивать на своем только после того как обучишь тысячу человек. К тому времени ты пройдешь через многое. Ты встретишь тех, кто познает искусство хорошо, тех, кто делает не то, что ты им говоришь, а также тех, кто настроен скептически. Итак, ты станешь независимым только после обучения тысячи человек, и чтобы достичь этого, ты должен сам постоянно заниматься, в противном случае, ты не сможешь их обучить".

Тренировки должны стать постоянными. И только постоянные тренировки с серьезным сознанием и использованием Ки принесут желаемый результат.

Как я уже говорил, поскольку люди - это живые существа, они должны быть сильными. И не только внешне, но и внутренне. Есть много случаев, когда внутренний дух поддерживает внешнюю оболочку. Мы должны обладать силой, но причина в том, что мы выживаем только за счет силы сопротивления. Сила и означает силу сопротивления, так мне кажется. Может быть это и невежливо, но мне кажется, что пожилым японцам сегодня недостает этой силы. В Европе я видел много стариков на пляже и на спортивных площадках. В Японии в подобных местах можно увидеть только молодежь. Таким образом, пожилые японцы нуждаются в силе. В Японии люди работают до старости, и понятно, что в старости они могут сильно устать. Но в таком боевом искусстве, как Айкидо, не требуется много физической силы, а силу духа можно развивать и увеличивать даже в самой глубокой старости.

К примеру, в Европе, если кто-то видит рядом с собой вора, он пытается его остановить. А в Японии мы сначала подумаем: "Не будет ли это ошибкой, и не пострадаем ли мы от этого?". Я видел подобные ситуации много раз. Например, в поезде, когда вы стоите, то можно попросить молодежь уступить вам место, но мы не делаем этого. Так портятся наши молодые люди. Если у нас нет внутренней силы, то мы не можем сказать то, что мы хотим сказать. Боюсь, в японским обществе можно найти много подобных примеров. Вот почему я говорю вам, что нужно стать сильными. Я не имею в виду, стать сильными для драк. Я говорю вам о воспитании внутреннего духа. Я думаю, что этого можно достичь не только через Будо, но мы выбрали именно Будо.

В Айкидо Техника рождается в движении. Как я уже немного показывал, мы не двигаемся для того, чтобы применять технику. Техника должна сама проявляться в ваших действиях. Главное движение Айкидо - это поворот. Вы можете выполнять этот поворот или вращение куда угодно. Вы можете пойти сюда или в эту сторону, но когда у вас накопится достаточный опыт, вы сможете выполнять эту технику на одном месте. Кроме того, я думаю, двигаться также важно, чтобы обманывать противника.

Таким образом, главное - это научиться владеть правильным движением. Сразу достичь этого не возможно. Нужно идти к этому шаг за шагом. Если вы новичок, начинайте медленно, постепенно переходя на более высокий уровень. Вам необходимо полностью контролировать свои движения и движения противника.

К примеру, вот техника иккё. Но мало кто станет атаковать таким образом. Это имитация атаки мечом. Если отражать эту атаку в момент удара, вы повредите руки. Чтобы этого не случилось очень важно перед тренировками омотэ и ура тренироваться в Коккю. Когда противник поднимает руку, он поднимает её с условной силой 10 единиц. Вы добавляете к этой силе свои 10 единиц, и в результате побеждаете его суммарной силой 20 единиц.

Как я уже говорил много раз, вы должны тренироваться серьезно с подготовленным сознанием. Также вы должны не спускать глаз с вашего противника и постоянно контролировать его движения. В древних рассказах о воинском искусстве я часто встречал мысль о том, что человек становится чрезвычайно силен, если у него появляется "жажда крови". Но по- настоящему сильный человек никогда не покажет этой жажды. "Жажда крови" будет у него внутри. Она никогда не выйдет наружу. Я думаю, истина в том, что чем больше человек тренируется, тем сильнее и спокойнее он становится. Многие люди думают, что они сильнее, чем больше у них мышцы. Но это не совсем верно. При этом их только сильнее притягивает к земле.

В Айкидо используется сила Ки или Коккю. Возьмем, к примеру, забег на 100 метров: перед стартовой линией вы расслабляетесь, чтобы максимально собрать все силы. Но внутри ваш дух абсолютно собран. Вы серьезны. Это то же самое, что Коккю в Айкидо, которое вы используете при первом столкновении с противником. Если вы слишком напряжены, вы не сможете победить противника пока не успокоетесь. Ваши движения будут все время отставать. В процессе тренировок очень важно помнить об этом. Очень важно ощутить или поймать мгновение Коккю. Коккю проявляется в момент столкновения с противником. Как только вы научитесь этому, разница в физической силе станет для вас не важна.

То же самое, что я говорю сейчас вам, я говорю и себе. Я пытаюсь лучше осознать то, что говорю вам. Сегодня, с вашего позволения, я многим поделился с вами. Большое спасибо.


(статью подготовил Геннадий Банных, Липецк, 2004)

Hosted by uCoz