|| Наш клуб || || Тренировки || || Наш адрес || || Информация || || Будо || || Япония ||

Айкидо - боевое искусство


(перевод статьи из Aikido Journal on-line )

Добродетели айкидо
После Второй Мировой войны айкидо приобрело огромную популярность как в Японии так и за ее пределами. Безусловно важную роль в международном распространении айкидо сыграли первые ученики О-Сэнсея: Коити Тохей (Koichi Tohei), Киссомару Уэсиба (Kisshomaru Ueshiba), Годзо Сиода (Gozo Shioda), Кенджи Томики (Kenji Tomiki) и другие. Что же явилось причиной такой привлекательности айкидо? Большинство людей, которые впервые видели технику айкидо прежде всего поражались ее красоте и грации. Атакующий отбрасывается без видимых усилий и не получая практически никакого вреда от стычки. Айкидо представляемое как эффективная система самообороны для каждого является привлекательной философской концепцией в мире, где всегда были в почете самые изощренные способы уничтожения человека человеком. В основе своей айкидо взывает к самому древнему инстинкту человека - инстинкту выживания. В тоже время это боевое искусство (БИ) представляет уникальную альтернативу многим другим жестким техникам ведения боя, которые в большинстве своем вызывают если не отвращение, то моральное неприятие.

На физическом уровне айкидо также может много предложить в плане ощущения жизненной силы и здоровья. Собранные воедино разминка, упражнения на гибкость, броски и страховки очень полезны сами по себе. Большинство занимающихся айкидо со временем начинает ощущать на себе физические изменения, которые происходят с их телом на пути к здоровому образу жизни, как оно становятся крепче и сильнее. Атмосфера, которая царит в додзе на занятиях айкидо, также очень важная часть тренировок. Айкидо привлекает людей самого разного возраста, причем из всех занимающихся в соревновательной стороне заинтересована лишь часть молодежи. Не лишним будет упомянуть, что среди практикующих айкидо высок процент женщин, по сравнению с другими БИ. Все это способствует ощущению единства, когда для многих учеников додзе становиться своего рода вторым домом и семьей.

Айкидо: не боевое искусство
При всей пользе тренировок айкидо оно все-таки не реализует до конца свой огромный потенциал как социальное явление для распространения гармоничных отношений среди людей. Хотя связь не столь явственна, но мне кажется, что причина этого кроется по большей части в удаленности современного айкидо от своих корней, т.е. от самого себя как боевого искусства (БИ). Лишь боевой дух царящий в додзе, позволяет ученикам развивать в себе качества применимые в реальной жизни и превращая тренировку в нечто гораздо большее чем простая оздоровительная гимнастика.

Это пренебрежение практической, боевой стороной применения айкидо может быть объяснено отчасти исторически сложившимися обстоятельствами. Японское общество, в пост-военную эпоху отрицала любые проявления милитаризма, которые ранее вовлекли страну во Вторую Мировую войну. В подобном климате, когда занятия боевыми искусствами были запрещены несколько лет, боевая сторона применения айкидо отошла на задний план. Как следствие этого, то что "ушло в массы" и то чем занимаются сейчас сотни тысяч практикующих айкидо, за небольшими исключениями, является чем-то достаточно отличающимся от оригинальной концепции айкидо О-Сэнсея. Техники айкидо сохранили только внешнюю форму боевого искусства и на сегодня практикуются в виде не имеющем необходимой нагрузки для наработки боевой мощи. Давайте рассмотрим причины того, почему айкидо не оправдывает свое название как БИ.

Неполноценное нападение
Суть проблемы, как мне видится, лежит в слабой и неполноценной атаке, которая сегодня повсеместно практикуются во многих айкидо-додзе. Ученики очень редко получают наставления, как правильно проводить эффективную атаку, будь то ударная техника рук или ног, захваты или удушения. Ситуация еще больше ухудшается отсутствием явного и ярко выраженного намерения атаковать и отсутствием сосредоточения на атаке. Подобное отсутствие явных намерений со стороны атакующего отрицательно влияет как на его собственный внутренний настрой так и на человека исполняющего технику. Здесь все важно. При этом подсознательно понятно, что риск травмироваться должен быть минимизирован. Правильный внутренний настрой и концентрация внимания очень важна для реалистичной защиты отсутствующей на таких тренировках.
Пренебрежение атеми и киай
Изучая технику О-Сэнсея можно наблюдать, как им акцентируется внимание на атеми (упреждающих ударах) и киай (боевых выкриках) являющихся важнейшей составляющей техник айкидо. Даже в последние годы жизни, когда техника Основателя отличалась мягкостью и минимальным использованием физической силы, о чем свидетельствуют документальные фильмы, снятые в те годы, мы можем наблюдать выполнение О-Сэнсеем атеми и киай. Эти две составляющих атеми и киай, идут как бы рука об руку и являются очень важными инструментами для того, чтобы остановить или перенаправить агрессию атакующего и вывести его из равновесия. Даже если физически удар не принес существенного вреда противнику, правильный настрой на предупреждение и сбой атаки является жизненно важным психологическим компонентом айкидо.

Вместе с тем во множестве додзе сегодня пренебрежение к использованию атеми и киай начинается с самого учителя проводящего занятия и трактующего эти компоненты техники как нечто грубое и лежащее поодаль от "искусства гармонии". Это распространенное заблуждение служит причиной недостаточного понимания боевого применения айкидо - теории и практики Основателя.

Неспособность вывести из равновесия атакующего
Такая "замечательная" комбинация как неполноценное нападение, практическое отсутствие атеми и киай, неминуемо ведет к попыткам нагэ исполнить технику не позаботившись о том, чтобы укэ был выведен из равновесия. Любой нападающий, имеющий некоторое представление о том, какую технику на нем хотят провести, с большим трудом может быть взят под контроль таким образом. Это ведет к некоторому "искусственному соглашению" айкидок между собой при проведении ими техник друг на друге, но подобные соглашательства не имеют ничего общего с реальностью настоящей схватки.
Фальшивые или некачественные броски
Как логическое следствие предыдущих факторов это исполнение небрежных и неточных бросков и огрубление техники. Поскольку полный контроль над противником не получен, часто для завершения техники наге приходится использовать больше физических усилий. Это приводит к ненужному соударению оппонентов и возрастанию риска травм. Возможен и другой вариант, когда ни один из двух партнеров не прикладывает никаких усилий при проведении техники, тогда их схватка это не больше чем танец.

В обстановке когда боевое применение не предполагается и где все перечисленным выше компонентам техники не уделено должного внимания, прогресс учеников будет неминуемо заторможен. И главная отрицательная сторона здесь в том, что те ученики которые тренируются в подобных условиях, будут питать иллюзии по поводу своих способностей провести технику в реальной ситуации.

Преждевременная потеря инструкторами физической формы
Есть подозрения, что определенная часть айкидок согласится с подобным утверждением, хотя другая, видимо большая часть, наоборот будет это оспаривать. За период в 40 лет, в течение которых я практикую айкидо, я видел огромное количество учителей на различных этапах их деятельности от самого раннего (в пике физической формы) до состояния потери здоровья и даже раннего угасания. Из-за неправильного образа жизни многие из них имели заметно ускоренный процесс старения. Как бы в соответствие со своим возрастом эти наставники приводили и свою технику, чтобы компенсировать свои появляющиеся физические слабости и недостатки. Более того, такие инструктора обычно часто прекращают выполнять роль укэ, например, отказывая себе и в участии в упражнениях с попеременной сменой ролей укэ-нагэ. Они становятся "учителями", но перестают быть "практиками", переставая двигаться в том направлении, в котором происходило их становление и развитие до этого.

Уход учителей от исполнения техники в паре, намеренный это был уход или случайный, тем не менее, имеет далеко идущие последствия. Не делая разминку, не выполняя страховок, они наносят серьезный ущерб своей физической форме и гибкости. Заострение внимания исключительно на бросках также содействует общей потери тонуса тела, ослаблению мускулов и может повлечь травмы. При редкой практике учителей с теми, кто соответствует им по уровню, может привести к "искусственному прогрессу", поскольку ближайший круг партнеров учителя ограничен его учениками, которые почти всегда проигрывают своему учителю в уровне подготовки.

Средства и способы устранения недостатков

В основном все, что необходимо сделать, для того чтобы возродить боевую и практическую сущность айкидо в соответствии с видением этого БИ самим О-Сэнсеем, это устранить все вышеперечисленные недостатки. Вот список конкретных шагов, которые необходимо сделать, чтобы буквально преобразить айкидо и реализовать его огромный потенциал как силы по улучшению социальных отношений.

Обучение хорошей атаке
Прежде всего, особое внимание следует уделить обучению айкидок правильной эффективной атаке, которая должна быть четко выраженной. Это может потребовать от некоторых учителей даже заняться повышением своего собственного уровня подготовки в этом плане. Какой тип атак должен быть введен в айкидо додзе? Это решение должен принимать каждый учитель персонально. Я даже думаю, что не лишним будет рассмотреть базовый уровень ударов из каратэ, бокса и других более изощренных БИ. Айкидоки должны уметь бить ногами, хотя бы владеть элементарной техникой таких ударов. Хотя возможно удары ногами не самая распространенная техника, в реальной жизни нужно быть готовым ко всему. Изучение защиты от ударов ногами помогает ученикам справляться с проблемой "туннельного зрения". Например, начинающие склонны фокусировать свое внимание на начальной, явной стороне атаки (это обычно удар рукой или захват) и не способны почувствовать возможность следующей атаки. Когда ученики понимают, что они должны учесть и другую атаку, например возможный удар ногой их боевая готовность повышается.

Обучение тому, как правильно бить ногами также поможет улучшить и качество страховок, потому что падения при таких ударах более трудные и опасные. Конечно, необходимо постепенно наращивать уровень такого рода мастерства, поскольку риск травматизма увеличивается.

Среди существующих стилей айкидо, Айкидо Ёсейкан (Yoseikan Aikido) под руководством Минору Мотидзуки (Minoru Mochizuki) использует такого рода смешение стилей и направлений БИ. Его ученики постигают базовый уровень каратэ, дзюдо и владение оружием, все это как бы часть тренировки.

Сверх того, кто-то может использовать и атаки с оружием (с настоящим, обоюдоострым или вообще без лезвия). Тренировки с оружием полезное средство обучения ма-ай (чувство дистанции) в самых различных ситуациях и несет много другой пользы. В Ивама Айкидо (Iwama Aikido) курс обучения Морихиро Сайто (Morihiro Saito) является примером систематического подхода к тренировкам с оружием.

Конечный результат улучшения качества атак будет состоять в обостренном внимании учеников на протяжении всей тренировки и создании атмосферы серьезности и уважения друг к другу. Надо понимать, что элемент риска всегда присутствует на тренировках БИ и поэтому надо заботится о том, чтобы исключить поведение, которое может привести к травмам.

Возврат атеми и киай
Использование атеми и киай следует снова вернуть в айкидо додзе. Атеми и киай чрезвычайно важны, поскольку в реальной схватке они могут помочь преодолеть как физическое, так и численное превосходство противника. Атеми и киай это неоценимая помощь в нейтрализации атаки, выводе оппонента из равновесия, когда все дальнейшую технику становится возможным провести без усилий, при минимальным сопротивлении. Всегда должна быть возможность провести атеми и киай не только в начале техники, но и на всех ее этапах. При каждой возможности студенты должны "натаскиваться" на то чтобы уметь определять, когда их оппонент открывается. Например, Шоджи Нишио (Shoji Nishio) достиг очень высокого уровня в выполнении атеми и его боевая форма айкидо заслуживает внимания и одобрения.

На высоком уровне мастерства атеми может даже не иметь физического проявления. Выдающиеся мастера боевых искусств могут достигать эффекта атеми "читая" противника, его положение тела, настрой, тем самым предвосхищая атаку. Если вы внимательно посмотрите фильмы с О-Сэнсеем вы увидите эти принципы в действии и их ключевой элемент так называемые броски "без касания".

Сохранение атакующего выведенным из равновесия
Фундаментальный, но часто забываемый принцип айкидо это вывод из равновесия нападающего и постоянный контроль над ним от начала исполнения техники до решающего момента, когда осуществляется бросок или толчок. Я часто наблюдаю технику, которой обучают учеников и в которой нападающий выводится из равновесия только в самом начале и тут же возвращается в него, еще задолго до броска!

Редко кто позволяет себе внимательно оценить, действительно ли центр тяжести укэ был выведен. Ученики должны постоянно заботиться о том, чтобы партнер был разбалансирован, его центр тяжести был нарушен, только тогда они могут оценить эффективна ли их техника.

В завершение этой темы, расскажем об одном интересном упражнении. На демонстрациях техники айкидо вы можете понаблюдать не за действиями нагэ, а за движениями укэ. Если равновесие укэ постоянно под контролем, перед вами настоящий мастер.

Осанка и дыхание
Другая область, которой часто уделяют недостаточно внимания это правильная осанка и дыхание. Нагэ должен постоянно заботится о своей хорошей осанке и сохранении равновесия. Важность дыхания также не всегда подчеркивается на тренировках. Выбирая частоту дыхания можно как бы задавать себе внутренний ритм, который поможет снизить вашу утомляемость и позволит сохранять уравновешенность и хладнокровие при напряженной тренировке. Изучение внешних наблюдаемых признаков дыхания развивает способность "читать" оппонента по его дыханию. Это очень полезно для ощущения тайминга и распознавания момента начала атаки.
Инструктора должны вернутся к практике
Наиболее общие причины, по которым учителя айкидо перестают участвовать в полноценном тренинге это возрастные проблемы и накопившиеся травмы. Конечно, трудно избежать такого процесса как старение и износ организма в напряженном темпе тренировок, но ничто не мешает учителям придерживаться своего собственного ритма движений в пределах собственных физических возможностей. Главное, чтобы они не забывали о растяжке, разминке и страховках. Вы или делаете это или нет!

О-Сэнсей постоянно поддерживал гибкость своего тела и даже в свои 80 лет мог сделать шпагат. Он без труда выполнял и страховки, занимаясь вместе с детьми, что можно увидеть в уцелевших документальных съемках, когда О-Сэнсею было около 79. Во многих школах кобу-джитсу (kobujutsu) существует традиция для учителей и старших учеников исполнять роль нападающего для младших учеников и выполнять страховки. Вы может увидеть это посетив любую демонстрацию классического БИ. Представьте на минуту как все изменится если маститые инструктора айкидо будут выполнять страховки для своих учеников на демонстрационных выступлениях! И что может быть лучшим для прогресса учеников, чем личный пример их учителя? Я искренне верю, что вполне возможно продлить на десять хороших лет чью-то карьеру в айкидо, если он примет к сведению все сказанное здесь. Лет так через 20 я вам обещаю, что дам знать, насколько эта теория сработала на моем личном примере!

Параллельные тренировки
Я думаю, что как для инструктора, так и для его учеников очень важным положительным моментом являются параллельные занятия еще каким-либо БИ помимо айкидо. Снова в качестве примера приведем О-Сенсея, который за свою жизнь обучался целому множеству БИ. Когда он готовился к свадьбе своей дочери с известным экспертом кендо он даже позволил группе кендоистов тренироваться в старом додзе Кобукан (Kobukan Dojo). В возрасте 54 лет О-Сэнсей официально записался в классическую школу БИ Касима Синто-Рю (Kashima Shinto-ryu), которая имеет 700-летние традиции. Оттуда он очень много позаимствовал для развития своего айки-кен. О-Сэнсей также приглашал мастеров других БИ с демонстрациями в Айкикай Хомбу Додзе (Aikikai Hombu Dojo). Он всегда был готов позаимствовать что-нибудь из демонстрируемой техники.

Одним из главных назначений ежегодного фестиваля Aiki Expo, проводимого под покровительством Aikido Journal, поощрение и поддержка тренировок с использованием различных стилей.

Заключение

В этой статье я попытался объяснить как то что сейчас называется "современным айкидо" в действительности искаженная форма принципов айкидо провозглашенных О-Сэнсеем. В силу значительного распространения айкидо в послевоенной Японии и за ее пределами, по прошествию пятидесяти лет эти искажения стали нормой. Однако в глазах многих это и есть новые подходы [к боевым искусствам], отражающие замыслы Основателя, тогда как это совсем не так. Большая часть критики в адрес современного айкидо происходит по причине того, что мы отошли от ключевых принципов айкидо О-Сэнсея.

Если предложения, высказанные в этой статье, будут приняты к сведению большинством айкидо общественности, то это послужит кардинальным переменам в качественном росте айкидо как боевого искусства и изменит отношение к нему со стороны сторонних наблюдателей. Мы намериваемся идти именно таким путем, что и будет продемонстрировано на ближайшем Aiki Expo'2003.

автор Стенли Пранин (Stanley Pranin),Токио, август 2002
(перевод В. Комаров, Липецк, май 2003)


Hosted by uCoz